Кто такой духовник?
При каждом монастыре всегда есть наставник, в обязанности которого входит руководство духовной жизнью братьев или сестер. На его роль обычно выбирается священник, имеющий за плечами как пастырский, так и жизненный опыт. А как же все происходит в мирской жизни? К кому идти нам, обычным людям?
Любой невоцерковленный человек ответит: к психологу. Но, увы, это не всегда панацея. Во-первых, сеансы психотерапии могут позволить себе далеко не все, цены на них, мягко говоря, кусаются. Во-вторых, психология без христианской основы зачастую может принести душе больше вреда, нежели пользы. А вот священник — совсем другое дело. Во-первых, человек получил духовное образование, в рамках которого серьезно изучается и психология, а во-вторых - и в-главных - у него есть особая благодать помогать другим на пути спасения.
Как найти личного духовника?
Это вопрос сложный. Для начала нужно походить в церковь, а может, даже и в разные, присмотреться к священникам, пообщаться с ними, прийти на исповедь и выбрать того, с кем вы наиболее комфортно себя чувствуете, кому действительно хочется довериться и кто, на ваш взгляд, проявляет максимум понимания. А определившись с выбором, просто подойти к батюшке и попросить его взять вас в духовные чада. Чаще всего мы выбираем в духовники того, кому исповедуемся — ведь именно ему уже были доверены наши самые сокровенные тайны. И хоть исповедь обращена к Богу, а не священнику, он все равно является свидетелем и тем, кто знает о нас порой больше самых близких родственников. А это, согласитесь, сближает как ничто другое.
Однако не расстраивайтесь, если сразу не получите согласия. Это ни в коем случае не проявление недоверия или пренебрежения. Для каждого священника стать чьим-то духовником — очень ответственный шаг, ведь он как бы усыновляет вас, принимая в духовную семью, берет на себя ответственность за ваше спасение. Кроме того, опытный священник, уважая свободу выбора, дает возможность присмотреться к нему и, если что-то пойдет не так, уйти к другому духовнику.
В процессе поиска необходимо молиться, прося Бога помочь и послать именно того духовного наставника, который вам нужен
Как часто нужно ходить к духовнику на исповедь?
Большинство отцов Церкви единодушны в ответе на этот вопрос: не реже раза в месяц. Впрочем, каких-то жестких правил тут нет. Участие во всех церковных таинствах — это не тяжкая повинность, а потребность души. Как мы в детстве бежали в маме и папе с любой проблемой или радостью, так и верующий человек идет к Богу, чтобы получить защиту, поддержку, помощь или поблагодарить за милость. То же и с раскаянием. Порой, сделав что-то плохое, мы мучаемся угрызениями совести до тех пор, пока не придем и честно не повинимся в содеянном. И сразу становится легче на душе, с которой будто падает камень.
Так что на исповедь к духовнику нужно ходить, как к врачу — по мере необходимости. И лучше не копить грехи, ведь они имеют свойство забываться или казаться со временем не такими уж тяжкими.
При этом стоит понимать, что духовный отец — это прежде всего наставник на пути спасения, а не костыль, без которого не ступить и шагу. Порой случаются перегибы, когда люди просят совета духовника вообще во всех сферах жизни, включая отношения в семье, покупку вещей и т. д. Это становится потребностью, ведь очень удобно, когда есть кто-то, на кого можно переложить ответственность за принятие всех жизненных решений. Но так все же делать не стоит — Господь дал нам свободную волю и собственный разум.
Как просить благословения?
Прежде всего, стоит понимать, что благословляет Бог, а не священник, который в руках Божьих является лишь инструментом. Впервые пример благословения нам подал Сам Иисус Христос: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их» (Лк 24:50). Благословение берется на какое-то дело, если оно является угодным Богу, то есть, не противоречит заповедям, или просто, так сказать, на жизнь. Брать благословение можно у любого священника или архиерея и, само собой, у духовника. Для этого достаточно попросить: «Батюшка, благословите» и склонить голову под крестным знамением, которым тот вас осенит. После этого можно, но не обязательно, поцеловать благословляющую руку.
Но бывает, что люди впадают в крайность и стараются испросить благословения буквально на все: поход в магазин за хлебом, приготовление завтрака и т. д. В данном случае достаточно просто краткой молитвы.
Может ли быть духовник на расстоянии?
В наш век интернета, когда, с одной стороны, расстояния уже ничего не значат и каждый может в любой момент пообщаться с человеком, находящимся в другом полушарии, а с другой, все больше сдает позиции личное общение, многие стремятся найти духовного отца «по переписке». Причем, порой это продиктовано даже не невозможностью приехать в тот или иной храм, а именно соблазном этого самого безличного общения. Ведь, не видя человека в лицо, гораздо проще рассказывать о своих грехах. Да и вообще удобнее: можно выбрать подходящее время для разговора и обдумать каждую свою фразу.
В свою очередь, многие священники сейчас активно действуют в интернете: создают свои каналы на Ютубе или в Инстаграме, заводят страницы в соцсетях, так что связаться с ними и задать какой-либо вопрос оказывается достаточно просто. Многие миряне именно так и поступают, и в этом нет ничего греховного.
Но, если вдуматься, насколько ближе, теплее и глубже общение личное, когда духовник не раз бывал у вас дома, когда он знаком со всеми вашими домочадцами и знает, чем живет ваша семья не только по субъективным рассказам. Поэтому, конечно, если есть возможность, лучше иметь духовного отца, с которым можно общаться лично.
Есть ли духовный отец у священников?
Конечно, есть. Как правило, священник выбирает духовного отца из тех, кто имеет более высокий сан. Также в обязательном порядке наставники должны быть у монашествующих. Нередко, особенно в прошлые времена, священники ездили за советом к старцам. Этим людям, как правило, пожилым и имеющим большой духовный опыт, дана особая благодать прозорливости и умение читать человеческие души.
К сожалению, в последние годы истинных старцев становится все меньше. В ХХ веке ушли к Господу такие великие подвижники, как преподобные Серафим Вырицкий и Паисий Святогорец, за ними последовали другие. Однако утверждать, что сегодня институт старчества ушел в прошлое, все-таки нельзя — в любое время есть святые люди, вот только никто из них по своей скромности не стремится афишировать себя.
Оставить сообщение: